Производственный экологический контроль (далее — ПЭК)
Основными целями ПЭК являются:
— выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
— осуществление деятельности по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
— соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.
Основные задачи ПЭК изложены в ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения»
ПЭК осуществляют непосредственно природопользователи. Природоохранным законодательством установлено требование о наличии программы ПЭК и результатов проведения ПЭК, что проверяется надзорными органами при осуществлении проверок.
Штрафные санкции за невыполнение требований до 250 000 руб. (ст.8.2 КоАП РФ).
Требования нормативных правовых актов к осуществлению ПЭК
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)
— разрабатывают и утверждают программу ПЭК по каждому объекту НВОС (с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, оказываемого НВОС);
— осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
— документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Помимо общих требований, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ, дополнительно при проведении ПЭК по различным средам необходимо соблюдать требования других нормативно правовых актов.
Область осуществления ПЭК |
Требования законодательства |
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха |
Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники выбросов.
Обязанности: необходимо направить в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (п.3 ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ)): — сведения об ответственных лицах за проведение производственного контроля и об организации экологических служб на объектах; — результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов от источников, указанных в >п.4.5 ГОСТ Р 56062-2014. |
Производственный контроль в области обращения с отходами |
Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Обязанности: необходимо систематизировать информацию: — об отходах, образующихся в процессе деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов; — об объектах размещения отходов (далее — ОРО) на данном объекте; — об инвентаризации ОРО. Также необходимо проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду.
В рамках осуществления ПЭК контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики оборудования и объектов, отраженных в п.4.7 ГОСТ Р 56062-2014. |
Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов |
Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, в пользовании которых находятся водные объекты.
Обязанности: при использовании водных объектов собственники водных объектов, водопользователи обязаны (п.2 ст.39 Водного кодекса РФ): — вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества; — вести регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами; — бесплатно и в установленные сроки представлять результаты учета и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Учет объема забора и (или) сброса вод необходимо вести в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903.
Регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики объектов, сооружений и оборудования, содержащихся в п.4.6 ГОСТ Р 56062-2014. |
С 01.09.2022 хозяйствующие субъекты при разработке программы ПЭК должны руководствоваться Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109, которым утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля.
КОНТАКТЫ: 8(3902)202052, analitik-expert19@mail.ru
Дополнительный: 89130527554, sirius97@narod.ru
Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический контроль (надзор), по месту осуществления деятельности.
Юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности Российской Федерации, представляют Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
Отчет на бумажном носителе должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем, прошит и заверен печатью (при наличии).
В случае представления документа на бумажном носителе Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с копией на электронном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган.
Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации представляется на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа.
Требования изложены в приказе Минприроды России
от 18 февраля 2022 года N 109
КОНТАКТЫ: 8(3902)202052, analitik-expert19@mail.ru
Дополнительный: 89130527554, sirius97@narod.ru
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) – законодательно установленный документ, который подают компании, чья деятельность негативно отражается на состоянии окружающей среды. Требования установлены ФЗ N 7 от 10.01.2002г.
Требования к порядку предоставления декларации утверждены приказом Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 10.12.2020 N 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899»
Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
К декларации о плате прилагаются следующие документы:
а) документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате, — в случае, если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;
б) перечень документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) (далее — перечень документов) — в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа;
в) копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности хозяйствующих субъектов (п.1 ст.32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ:
— негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
— экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В процессе осуществления своей деятельности хозяйствующие субъекты сталкиваются со строительством новых или реконструкцией действующих объектов капитального строительства, у некоторых субъектов проектирование и строительство является основной деятельностью.
В связи с этим, для реализации планируемой деятельности (строительство объекта капительного строительства) необходимо провести оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (далее — ОВОС).
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Исходя из этого, цель проведения ОВОС — это достижение экологической безопасности планируемой деятельности.
Таким образом, ОВОС необходимо проходить в отношении любой намечаемой хозяйственной деятельности.
Так, например, ОВОС необходимо проходить при:
— строительстве, реконструкции объектов капитального строительства,
— внедрении новых технологических процессов.
Кроме этого, результаты ОВОС включаются в состав разделов проектной документации как в отношении площадных, так и в отношении линейных объектов капитального строительства.
Также наличие ОВОС является обязательным условием для прохождения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ). Поскольку результаты ОВОС входят в состав материалов, предоставляемых при прохождении ГЭЭ (ст.14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
КОНТАКТЫ: 8(3902)202052, analitik-expert19@mail.ru
Дополнительный: 89130527554, sirius97@narod.ru
Паспортизация отходов согласно требований утвержденных Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026
Паспортизация отходов — одна из основных процедур, которую приходится проходить практически каждому предприятию, в результате деятельности которого образуются отходы.
На отходы I-IV классов опасности должен быть составлен паспорт, на основании данных:
— о составе отходов;
— об оценке степени негативного воздействия отходов на окружающую среду.
Порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности (далее — Порядок ), утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 .
Паспорт отходов I-IV классов опасности представляет собой документ:
— удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности;
— содержащий сведения составе отходов.
Паспортизация отходов I-IV классов опасности осуществляется хозяйствующими субъектами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности.
При паспортизации отходов I-IV классов опасности составляются паспорта отходов:
— включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242;
— не включенных в ФККО.
Для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается хозяйствующими субъектами по типовой форме паспорта отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО.
Типовая форма паспорта отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО, приведена в Приложении N 2 к Приказу Минприроды России от 08.12.2020 N 1026.
Для составления паспортов на отходы, не включенных в ФККО, хозяйствующие субъекты подтверждают отнесение таких отходов к конкретному классу опасности.
Паспорт на отходы, не включенные в ФККО, составляется и утверждается хозяйствующими субъектами не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности.
Типовая форма паспорта отходов I-IV классов опасности, не включенных в ФККО, приведена в Приложении N 3 к Приказу Минприроды России от 08.12.2020 N 1026.
Паспорт отходов, включенных в ФККО, действует бессрочно и подлежит переоформлению (п.9,10 Порядка):
1) Для юридических лиц, в случае:
— реорганизации;
— изменения наименования;
— адреса места нахождения;
2) Для индивидуальных предпринимателей, в случае:
— изменения места жительства;
— фамилии, имени и отчества (при наличии);
— реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
КОНТАКТЫ: 8(3902)202052, analitik-expert19@mail.ru
Дополнительный: 89130527554, sirius97@narod.ru
Инвентаризация источников выбросов — это систематический процесс, включающий сбор, анализ и оценку данных о выбросах загрязняющих веществ, выделяемых предприятием. Она является важным инструментом для оценки влияния операций на окружающую среду и осуществления контроля за соблюдением требований законодательства в области экологической безопасности. Необходимость проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определена Федеральным законом от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии со ст. 22, 30 данного документа юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее — категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — хозяйствующие субъекты, источник выбросов). При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Необходимость разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий определена Федеральным законом от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Инвентаризация отходов — это процесс учета и классификации отходов, который проводится с целью оценки их количества, состава и характеристик. Основная цель инвентаризации отходов — обеспечить контроль и ответственность за использование и утилизацию отходов в соответствии с экологическими нормами и требованиями. Проведение инвентаризации отходов производства и потребления производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 67) и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 11).
Определение классов опасности токсичных отходов производства и потребления проводится в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», с целью оценки токсичности отходов производства и потребления на среду обитания и здоровье человека.
В настоящее время СП 2.1.7.1386-03 действуют на территории Российской Федерации и применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. (письмо Роспотребнадзора от 08.12.2022 N 09-21173-2022-40. Требования, содержащиеся в настоящих СП 2.1.7.1386-03, не носят обязательный характер. Согласно письмам Роспотребнадзора от 05.04.2021 N 09-6659-2021-40 и от 08.07.2021 N 09-15365-2021-40 санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 действуют на территории Российской Федерации.